Клиентские онлайн-стратегии – самый немногочисленный жанр среди мультиплеерных проектов. Далеко не каждый хочет напрягать мозг, от которого зависит победа в таких играх. К тому же, реализовать массовые сражения в онлайн-режиме тяжело в первую очередь для рядового разработчика. По этой причине действительно хороших представителей жанра не так уж и много, однако он всё равно достоин внимания из-за своей интересной концепции и продуманной игровой механики.

Что же такое игры-стратегии?

Стратегии – это жанр, в котором игрок одерживает победу, используя своё тактическое мышление, продуманный план действий. Главным его аспектом является использование доступных ресурсов, как экономических, так и в военных, для получения преимущества над противником, которое позволит ещё лучше реализовывать потенциал пользователя для окончательной победы.

Стратегические игры делятся на пять видов, и все они значительно отличаются друг от друга непохожими механиками и даже тем, как протекает противостояние. К ним принадлежат:

  • стратегии в реальном времени (Real Time Strategy);
  • пошаговые или гибридные стратегии;
  • экономические симуляторы;
  • глобальные стратегии;
  • многопользовательские боевые онлайн арены (МОБА).

Глобальные и пошаговые стратегии почти не затрагиваются в онлайн-сегменте, а существующие попытки оказались неудачными. В них лучше сыграть по сети, используя мультиплеер классических стратегий. Экономические симуляторы обычно открываются в браузере, потому и называться «клиентскими» не могут. А вот оставшиеся жанры стоит рассмотреть подробнее.

Клиентские онлайн-стратегии и их преимущества

Клиентская игра в первую очередь имеет, собственно, клиент-программу, которая обрабатывает информацию с компьютера перед её передачей на сервер. В браузерной версии размер игры ограничен кэшем, потому она не может похвастаться крутой графикой и широким спектром возможностей. Клиентская же хранит всё на компьютере игрока, что позволяет использовать ресурсы на полную.

У такого подхода только преимущества – красивая картинка, множество возможностей, развязанные руки разработчиков. Разве что для старта придётся скачать клиент на официальном сайте или торрент, но с современной скоростью интернета это не будет проблемой.

Особенности битвы в реальном времени на ПК

В стратегиях в реальном времени юниты, подконтрольные игроку, выполняют команды в момент клика мышью. Все действия игроков на ПК, а ведь это онлайн, происходят одновременно, без какой-либо задержки. Этот вид стратегий перекочевал из классических игр начала двухтысячных, изначально предоставляя возможность играть только по локальной сети без регистрации, из-за медленного интернета, являвшегося стандартом на тот момент. Однако теперь онлайн-режим – неотъемлемая часть любой стратегии, ведь скорость интернета стала позволять мгновенную передачу данных.

У RTS есть несколько ключевых геймплейных особенностей:

  • Все стратегии в реальном времени завязаны на боевых действиях, так как там скорость реакции критически важна.
  • Экономический аспект не так важен, им очень часто можно пренебречь.
  • Обширная часть геймплея строится на обустройстве базы, свойствах создаваемых зданий и вообще постройках, обеспечивающих игрока армией, ресурсами, полезными бонусами.
  • Всё, что делают игроки, происходит одновременно и сразу после команды, без каких-либо пауз или задержек.
  • Наблюдать игрок может только то, что расположено в зоне видимости его зданий и юнитов, остальное скрыто «туманом войны».
  • Основной целью такой стратегии является полное уничтожение зданий и армии врага.

RTS –  это интересный подвид стратегии в плане тактической мысли по причине задействования ума и реакции, но всё же его главная заслуга в том, что он породил MOBA – многопользовательские боевые онлайн-арены, которые как никто другой подходят для жанра клиентских онлайн игр.

Да сойдутся на арене воины

Она появилась с созданием пользовательских карт для игр, где герои под контролем человека также получали опыт и развивались, будучи сильнее рядовых солдат. MOBA лишает пользователя контроля над чем-то, кроме его персонажа, оставляя возможность развивать отдельного юнита, делая его сильнее. Этот персонаж становится одним из участников битвы на арене, где типичным условием победы разрушение вражеской крепости. MOBA похожа на ролевые игры, однако от стратегий тут всё равно  большая часть геймплейных механик. Например, планирование боевых действий всей команды, построение варианта развития персонажа, некое подобие экономики, необходимость учитывать множество факторов для победы. Сейчас это популярнейший вид клиентских онлайн-стратегий, в которые играет 60% игроков многопользовательских проектов.